Belgazprombank

О нововведениях в регулировании внешнеторговой деятельности

19 февраля 2009 г. был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 104, внесший изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», которые поэтапно в ступают в силу с 1 апреля и с 1 мая с. г.

Наиболее принципиальные изменения вступают в силу с 1 апреля.

Самыми значимыми нововведениями являются:

1. Отмена декларации «Паспорт сделки». Вместо регистрации в банке паспорта сделки регистрации подлежит собственно внешнеторговый контракт. Регистрация представляет собой проставление на контракте регистрационного номера. Порядок регистрации внешнеторговых договоров должен быть определен нормативным актом Национального банка.

2. Установление для импортера в качестве общего правила обеспечить фактическую поставку товара на таможенную территорию Республики Беларусь. Данное требование не является категоричным; в иных случаях требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь на основании ходатайства Совета Министров либо иного государственного органа.

3. Снятие запрета на уступку права требования экспортера-резидента в пользу другого резидента и перевод долга импортером-резидентом на другого резидента. Вступившие в отношения третьи лица считаются экспортером и импортером соответственно с несением всех обязанностей, вытекающих из законодательства. Необходимо обратить внимание, описанные уступка требования и перевод долга только в отношении денежного, но не товарного обязательства.

Запрет на расчет в белорусских рублях резидентом по внешнеторговому договору, заключенному другим резидентом и нерезидентом, т. е. перевод нерезидентом своего денежного долга перед резидентом Республики Беларусь на резидента Республики Беларусь, сохранился.

4. Среди обязательных (существенных) условий внешнеторгового договора сохранено только условие расчета (т.е. аванс (предоплата) или оплата по факту). Совершенно понятно, что реализация Указа № 178 не исключает действие гражданского законодательства, устанавливающего для договоров различного вида различные существенные условия, без достижения согласия о которых договор считается незаключенным. Кроме того, некоторые условия, например срок оплаты поставленного товара либо поставки оплаченного товара, формально не является ни существенным с точки зрения гражданского законодательства, ни обязательным согласно Указа № 178. Однако игнорирование такого условия потенциально усложнит понуждение контрагента-нерезидента к исполнению своих обязательств на приемлемых для резидента условиях, т. е. не позднее 90 дней с момента отгрузки товара (60 дней с момента оплаты соответственно). Банк, как агент валютного контроля, не вправе будет отказать в регистрации внешнеторгового договора, но в случае несвоевременного поступления выручки по экспортному контракту, органами, уполномоченными применять административные санкции, при определении степени вины юридического лица и его должностных лиц, будет учитываться небрежность в составлении внешнеторгового договора.

5. Наделение Национального банка полномочиями разъяснять вопросы применения Указа № 178.

Среди иных нововведений, вступающих в силу с 1 апреля, можно отметить:

1. Расширение перечня случаев, на которые Указ № 178 не распространяется. Так, не распространяется Указ на операции аренды и лизинга, на административные процедуры, на договоры страхования, займы и кредиты, операции с участием находящихся в Республике Беларусь представительств (филиалов) нерезидентов, дипломатических и иных официальных представительств иностранных государств, осуществляемых для собственных нужд, банковские операции и некоторые другие. Также в данном перечне уточнены в целях более корректного изложения некоторые иные определения.

2. По тексту Указа вместо термина «прекращение обязательств нерезидентами» использован более широкий и в данном контексте более корректный термин «завершение внешнеторговой операции».

3. Сроки завершения внешнеторговой операции остались прежними, но в Указ введен принцип приоритета международного договора: применительно к внешнеторговым операциям, проводимым в рамках международных договоров (межгосударственных и межправительственных) применяются сроки, определенные не Указом, а соответствующим международным договором.

4. Пересмотрены подходы к перечню допустимых способов завершения внешнеторговых операций.

Применительно к экспортным операциям вместо допускавшихся ранее зачета и обмена на другой товар (работу, услугу) закреплена неденежная форма прекращения, что является более широким термином, включающим в себя и зачет, и отступное, и новация и др. Также допустимым способом завершения экспортной операции является поступление денег по договору факторинга.

Применительно к импортным операциям зачет и обмен на эквивалентное количество товаров (работ, услуг) также заменены на неденежное прекращение обязательства (аналогично с экспортом).

5. Сохранен принцип установления в качестве общего правила требования поступления денежной выручки от экспорта на счет экспортера. Перечень исключений в целом остался прежним, кроме уже упомянутого случая уступки требования в пользу другого резидента (но не нерезидента). Органом, уполномоченным устанавливать иные допустимые случаи незачисления денег на счет экспортера, установлен единолично Национальный банк.

6. Также сохранен принцип установления в качестве общего правила требования осуществления расчетов по импорту со счета импортера. Перечень исключений несколько расширен: минуя счет импортера рассчитываться по импортному контракту можно также с использованием ссуд и займов, выданных нерезидентами, со счета другого резидента в рамках уже упоминавшегося договора перевода долга. В то же время исключен расчет в форме аккредитива. Но учитывая то, что органом, уполномоченным устанавливать иные исключения из общего правила, также установлен единолично Национальный банк, можно ожидать, что аккредитив будет разрешении именно актом Национального банка.

7. Отменен особый порядок осуществления внешнеторговых операций, совершаемых в отношении товаров, торгуемых в обязательном порядке на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», и в отношении пивоваренного ячменя, в связи с чем специальные нормы Указа на этот счет исключены.

8. Отменена норма, устанавливающая, что продление сроков проведения внешнеторговых операций возможно на основании заявления, поданного до начала реализации операции либо в ходе ее реализации, т. е. до истечения установленного Указом общего срока. До выхода в свет соответствующего нормативного акта Национального банка делать однозначные выводы представляется неправильным, но динамика изменения текста Указа позволяет предположить, что новым порядком продления срока внешнеторговых операций не будет запрещено подать ходатайство о продлении срока уже после его пропуска.

9. На экспортеров и импортеров, продливших в Национальном банке сроки проведения внешнеторговой операции, возложена также обязанность впоследствии уведомлять Национальный банк о завершении внешнеторговой операции.

10. Из Указа исключены административные санкции за неправомерный отказ в регистрации паспорта сделки, т. к. сам паспорт сделки отменен.

С 1 мая вступают в силу изменения, касающиеся компетенции государственных органов в части определения порядка оформления и регистрации статистической декларации. Внесенные в Указ изменения позволяют предположить, что порядок оформления и регистрации статистической декларации будет пересмотрен, тем более, что органом, уполномоченным устанавливать данный порядок, определен Совет Министров вместо Государственного таможенного комитета.

Поддержка клиентов
Операторами телефонной связи может взиматься оплата за звонок в соответствии с тарифами.
Напишите нам:
Банк в твоем смартфоне:
appstore
g-play

Пожалуйста, представьтесь в чате

Логотип компании
Назад
Назад