Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»

2 октября 2008 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Этот указ заменяет действующий на сегодняшний день Указ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций».

 

В целом идеология государственного регулирования проведения внешнеторговых операций радикальных изменений не претерпела. Так, по-прежнему действуют такие принципы и методы государственного регулирования внешнеторговых операций, как закрепление принципа «привязки» субъекта хозяйствования к уполномоченному банку, указанному в паспорте сделки; составление паспортов сделок и ГТД либо СД на каждую внешнеторговую операцию, достигающую определенного ценового порога; осуществление расчетов по импорту и экспорту через счета импортера (экспортера); установление предельных сроков проведения внешнеторговых операций.

В то же время сами механизмы реализации вышеуказанных принципов подверглись целому ряду изменений, ряд из которых носят достаточно существенный характер.

1. В части «привязки» субъекта хозяйствования к обслуживающему банку наиболее существенным изменением является то, то банки будут осуществлять регистрацию паспорта сделки, а не визирование. Т. е. банки будут являться своего рода последней инстанцией при придании составленному клиентом паспорту сделки официального статуса.

2. Указ № 178 повышает ценовой порог договора и операции, по которым необходимо составление паспорта сделки. Так, для составления паспорта сделки ценовой порог договора повышен с 1500 евро до 3000 евро; для составления статистической декларации ценовой порог внешнеторговой операции повышен с 200 евро до 1000 евро. Применительно к статистическим декларациям удлиннен срок их представления в центр статистического декларирования с 5 календарных до 7 рабочих дней.

3. Несколько ужесточились подходы к порядку проведения расчетов по импорту. Необходимо обратить внимание, что при определении порядка проведения расчетов по импорту и экспорту подходы несколько изменились. Так, расчет по импорту допускаются только со счетов импортера; норма о возможности платежа со счета иного нерезидента (в силу перевода долга на иного нерезидента либо возложения на иного нерезидента исполнения обязательства) отсутствует.

Касательно способов осуществления платежей по импорту Указ № 178 занял более здравую и прагматичную позицию и устранил пробелы и разночтения, неизбежно возникавшие ранее при использовании субъектами хозяйствования различных банковских продуктов, таких как кредит, аккредитив, перевод с покупкой/продажей валюты и т. п., и формально не предусматривавших использование счета импортера при проведении платежа.

4. Применительно к расчетам по экспорту общий принцип остался прежним: поступление денег по общему правилу только на счет экспортера за исключением случаев, прямо предусмотренных Указом № 178 или в случаях, разрешенных СМ и НБ по согласованию с Президентом; недопустимость оплаты экспорта белорусскими рублями вместо нерезидента другим резидентом.

5. Сроки проведения внешнеторговых операций унифицированы и в целом сокращены. Так, прекращение обязательств в рамках экспортного контракта должно произойти в течение 90 дней (независимо от объекта сделки: товар, работы, услуги и т. д.), удлиненный срок в 180 дней для комиссионных сделок отменен; прекращение обязательств в рамках импортного контракта должно произойти в течение 60 дней, удлиненный срок в 90 дней для работ и услуг также отменен.

Кроме того, если Указ № 7 при установлении предельных сроков проведения внешнеторговых операций оперировал только категориями «поступление выручки по экспорту» и «поступление товаров по импорту», т. е. регулировал вопросы надлежащего исполнения нерезидентом своих обязательств по договору, то Указ № 178 оперирует понятием «прекращение обязательства», включающего в себя как надлежащее исполнение, так и прекращение обязательства по другим законным основаниям, не связанное с надлежащим исполнением договора. Такая правовая конструкция ликвидирует существующий в Указе № 7 пробел в регулировании сроков возврата неоплаченного товара, отправленной предоплаты и т. п.

Более того, Указ № 178 дает исчерпывающий перечень допустимых способов прекращения обязательств по внешнеторговым договорам. К таким способам относятся, наряду с надлежащим исполнением, возврат предоплаты/аванса по импорту либо отгруженного товара по экспорту; получение страхового возмещения вместо надлежащего исполнения; обмена на эквивалентное количество товара, работ, услуг, оформленное двусторонним внешнеторговым договором; зачета встречных однородных требований — т. е. денежных требований при экспортном контракте и неденежных (в виде товара, работ, услуг и т. п.) при импортном контракте. Надлежащим способом прекращения обязательства для импортера является также получение денег по банковской гарантии. При этом законность проведения зачета не ставится в зависимость от того, предназначены ли получаемые товары, сырье, комплектующие и т. п. для собственного производства или нет, как это было ограничено Указом № 7.

Необходимо обратить внимание, что среди оснований прекращения обязательств Указ № 178 не закрепляет такие способы, как отступное либо новация. Несмотря на то, что такие способы прекращения обязательств предусмотрены Гражданским кодексом, в отношении внешнеторговых договоров Указ № 178, имеющий большую юридическую силу, устанавливает специальные правила.

Продление сроков прекращения обязательств по внешнеторговым контрактам осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, а не Министерством торговли.

6. Указ № 178, в отличие от Указа № 7, закрепляет определение термина «товар», относя к нему только движимые вещи, кроме денег и ценных бумаг, и перемещаемое недвижимое имущество. Данный термин более узкий, чем в Таможенном кодексе Республики Беларусь, что снимает ранее существовавшую проблему распространения или нераспространения действия норм указа на сделки в отношении ценных бумаг, имущественных прав и некоторого иного специфического имущества.

7. Указ № 178 уменьшил количество существенных условий внешнеторгового контракта. Так, согласно Указа № 178, существенными условиями больше не являются качество товара, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, местонахождение стороны-резидента. Вместо термина «срок поставки товара» Указ № 178 оперирует термином «условие поставки», являющимся более широким и включающим в себя как собственно срок поставки, так и базис поставки согласно правил Инкотермс. Данные положения, таким образом, также являются существенными условиями.

8. Отсутствие в Указе № 178 административных санкций, кроме ответственности банков и их должностных лиц за незаконный отказ в регистрации паспорта сделки, (в отличие от Указа № 7) не означает отмену ответственности, а является следствием закрепления соответствующих составов административных правонарушений в КоАП Республики Беларусь.

 

 

Юридическое управление

ОАО «Белгазпромбанк»